Как я поехал за прививкой от Covid 19 и что из этого вышло. Италия 2022


        Это продолжение. Начало здесь.

        На пути в  Италию мы заехали в Израиль. Были не долго. Поэтому только два фото.
        Есть наши в городе

        Просто понравилось
    
        ИТАЛИЯ
        Несколько лет назад мы ездили по швейцарским и итальянским озерам Maggiore, Lugano, Como и Garda. Хождение за четыре озера и эти места нам очень понравились. Точнее ОЧЕНЬ понравились. Таня периодически предлагала ехать по этому же маршруту, так понравилось. Решили поехать на Комо, проверить впечатления. AirSerbia летает в Милан, и там мы запланировали остановиться перед Комо, чтобы не мельтешить.

        МИЛАН 


        О городе уже писал подробно и ничего нового для себя не открыл, кроме улицы Via dei Giardini, переходящей в Via Marco de Marchi и идущих до консульства США. Не часто в Милане улица с двух сторон обсажена деревьями. Очень мне эти улицы напомнили родную Одессу.
        Соседнее с консульством здание стоит на площади США и улице Москвы, что показалось тонким троллингом.

         Жили мы в Starhotels Ritz. Из плюсов: хорошая гостиница, все чисто и ново, вкусные завтраки, пешком до ж/д вокзала. Рядом есть метро, но мы и без него до всего доходили. Из минусов: улучшенный номер улучшен только до 18 м². Одно кресло у стола. Если один гость сидит, другой лежит. И еще первый раз столкнулся с такой странностью. Завтраки не бронировал. Подумал, что когда надоест яичница с колбасками, будем есть снаружи. Один раз завтракали в соседней Pasticceria Bottarelli. Отличное место. Вкусный кофе, свежевыжатый апельсиновый сок, выпечка, тортики. Утром очередь пенсионеров за хлебом, выпечкой и полуфабрикатной пастой. Но все остальные разы завтракали в гостинице, все-таки там завтраки разнообразнее. Однажды обратил внимание, что у меня на счету отелем заморожены три, все возрастающие суммы. Поинтересовался в лобби. Оказалось, что они каждый день размораживают предыдущую сумму и замораживают новую, с учетом суммы последнего завтрака. А банк, якобы, не успевает предыдущие суммы отпускать. Не знаю как там у них с банком, но у меня на счету долгое время были заморожены более 3 000 евро. Списали, правда, одну сумму. Но самую большую:)
        Как уже писал, ничего нового не видел и ходили мы по любимым и уже описанным местам.

        Церковь монастыря Сан Маурицио аль Маджоре
        Chiesa di San Maurizio al Monastero Maggiore
        Как часто бывает в Италии, уже название — поэзия. Эту церковь еще называют «Сикстинская капелла» Милана. И по делом. Ювелирное изделие. Скань.
 

 
        Какие лица в мрачные времена царизма.
 


        Базилика Санта Мария прессо Сан Сатиро
        Santa Maria presso San Satiro
        Образец чуда, создаваемого художником. В данном случае Донато Браманте. По преданию, ему досталось короткое закупольное пространство нефа упирающееся в Via Falcone. Мне объяснение не кажется убедительным. Не в процессе же строительства они обнаружили эту улицу. Ну да ладно. Главное, Браманте досталось небольшое пространство, и он создал его иллюзию буквально из воздуха.
        Итак. Главный вид. Кажется, что основной неф не мало продолжается за поперечным. 

        На самом деле, все это нарисовано и вылеплено на отрезке в 90 см.
 

 
        Если мне показать фокус, а потом его механику, дальше можно не повторять. Не работает. Все вижу. И как карта берется из рукава, и как платок опускается в карман. Здесь же чудо в том, что даже увидев фокус, вы ходите от входа к алтарю и назад, а пространство сжимается и разворачивается на ваших глазах.
        А какой купол? Ювелирное изделие!
 
        И напоследок немного географии. Гугл привел к церкви за забором.
 
        
        Я ходил вокруг квартала со словами: «Хорошо помню, что и в прошлый раз я никак не мог найти входа». Отгадка. Вход со двора, через небольшой зазор между домами на Via Torino. 

        Сан-Бернардино-алле-Осса
        Santuario di San Bernardino alle Ossa
        Не могу назвать себя экспертом по христианству, но в мое, скорее литературное понятие христианства, такое искусство не вписывается. Оссуа́рий (согласно Википедии) — ящик, урна, колодец, место или же здание для хранения скелетированных останков. Ну я еще понимаю ящик, ну урна, ну колодец наконец, но отделка интерьеров натуральными костями? Составление орнаментов? Язычество какое-то. Без комментариев. 



        Porta Nuova
        В незапамятные времена мы жили в гостинице, на площади у железнодорожного вокзала, на 14-ом этаже. На Милан смотрели свысока. Взгляд упирался только в несколько высоток, группой стоящих поодаль. Однажды мы туда сходили и ходим, как только в Милане оказываемся. Как принято было писать несколько лет назад «атмосферное место». Таким местом мог стать Москва Сити, если бы не «жажда наживы», желание застроить каждый квадратный сантиметр. А Porta Nuova — приятное для пребывания пространство.
 


         Мой любимый «зеленый дом»





        Район продолжает строиться
 


        Новое за старым
 

        На выходе из Porta Nuova есть ресторан Volemose Bene. Не скажу, что самый вкусный из пробованных, но опять-таки «атмосферный» (тьфу! привязалось). Ресторан позиционирует себя как римская остерия, но я таких тонкостей не улавливаю. Для меня это колоритный итальянский семейный ресторан. Многолюдно. Шумно. Весело. За столами по четыре поколения. Интересно разглядывать семейные связи. Кто на кого похож. По дороге в Porta Nuova пытался заказать столик. Отказали. Но советовали приходить и обещали по возможности посадить. Посадили. Накормили. 

 
        Были мы в Милане на католическую пасху. Со счетом получили шоколадные яйца. Оторвались они от истоков. Секрет покраски яиц луковой шелухой уже утерян. 

        Просто фото
        У замка Сфорца почувствовал себя как дома. Мало того, что строители московского кремля проект похоже цап-царапнули, так еще и для полного сходства там плитку и поребрики меняют. Но у нас поребрики даже в переулках пошире. Дело Собянина живет и побеждает! 

        Миланский собор выгляди как инопланетный корабль, севший за домами.
 

        Green pass
        Примерно в каждом третьем ресторане у меня спрашивали Грин Пасс. Я охотно вынимал телефон и показывал фото своего ПЦРа, сделанного в Белграде, перед въездом в Италию. Сначала показывал крупно герб. Уж не знаю чей, но красный и очень красивый. Потом показывал свою фамилию и быстро мимо даты слово «негативный». Обычно официант удовлетворялся. Некоторые, особенно дотошные говорили: «А леди?». Показывал в таком же порядке и про леди. В 100% случаев срабатывало.


        Из Милана поехали мы в Комо...


        Комо. Озеро Комо.
         Немного географии. Озеро Комо налито на севере Италии. Контуром напоминает человека, забывшего дома голову и руки, идущего в Швейцарию. В левой ступне город Комо.


По прошлому визиту место запомнилось как райское (Италия и Швейцария. Хождение за четыре озера). Проверил и убедился окончательно — рай. Во всяком случае для меня. Есть там какие-то магнитные поля, разломы земной коры и праны создающие внутри организма непроходящее ощущение радости.
        В этот раз не стали мы ездить ни в «золотой треугольник» ни даже на Брунате. Просто гуляли вдоль озера, то влево, то вправо от города. Развлечение это, из-за красот вокруг, надоесть не может.



 
        Жилье
        В прошлый раз жили мы в Комо в очень удобной квартире в отличном месте. Быстро нашел ее в Букинге и с огорчением увидел, что она на наше время сдана. Снял другую. Приехав, позвонил хозяину, зачем не помню, и он спросил адрес дома. Я удивился.
         — Это я, — говорю, — Виталий. Я снимаю твою квартиру.
         — Мы управляем 64 апартаментами, отвечает мне хозяин, — скажи адрес или номер брони.
        Оказалось, что это компания My Home in Como и прошлую квартиру я снимал у них же.
Жили мы в Contrada San Giacomo, в дальнем конце исторической части города. Но пройти 10 минут до набережной по узким старинным улочкам мне только в радость.
        Дом старинный. Квартира большая и удобная, трехкомнатная, говоря по-русски. Все чисто и аккуратно. В каждой комнате, включая ванну, французский балкон. Есть и отопление с удобной автоматикой и просьбой ничего не регулировать. Сразу после заезда я постепенно просил принести то чайник, то лампочку, то фен. Все быстро исполнялось. Работники хозяйской компании, сдающей апартаменты, доброжелательны и профессиональны. Только два легких минуса. По дурацкой европейской традиции нет люстр. В Москве, в приличном магазине со всяческими светильниками половина из Италии. Гримасы капитализма. От жадности продали нам весь свой свет, себе ничего не оставили. Пришлось стащить все торшеры в гостиную. И второй распространенный минус. Лестница крутая и узкая, сделанная специально, чтобы затруднить подъем чемодана. Дом был построен в эпоху жесткой эксплуатации трудящихся. Было кому чемоданы потаскать.
        Открыв ворота, можно пройти анфиладу из трех дворов выйдя на следующую улицу. 

        При родной московской низкой облачности облака прикрывают часть горы.
 

        Дом легко найти по настенной росписи. На табличке написано: Альдо Спольди — Побег Кристины Настенная роспись Шоу Спольди рассказывает о побеге Кристины с водителем грузовика Алессио Таволетта. Картина развивается от общественного пространства к внутреннему пространству вестибюля. Картина, которая движется от одной точки к другой, имеет трогательное прочтение, выходящее за пределы, отделяющие общественное от частного. 

        Театрализованную композицию открывает пианист, который, поглаживая клавиши рояля, распыляет краски, оживляющие фигуры, нарисованные в вестибюле, и полет Кристины в Европу без границ.
 
        В нескольких шагах от дома магазинчик, где я утром брал свежий багет. В Москве я бы минут на десять потерял дар речи на предложение сходить в магазин после пробуждения. Здесь проснувшись, возмущенно спрашивал Таню: «И что? Есть вчерашний хлеб?», — надевал ботинки и шел в магазин. Кроме хлеба и выпечки продают там несколько видов прошутто, оливковое масло и еще какие-то локальные специалитетности. В общем магазин для завтраков, как я его называл. Оттуда же слал фотки Тане для выбора пирожка к чаю. 

 
        Второй локальной приятностью является Bar Tre Caff’e с самым вкусным кофе в Комо. В прошлый раз мы жили у отличной кофейни. Приехав, пошли посмотреть и обнаружили, что она закрыта, а внутри идет ремонт. После нескольких попыток остановились на Bar Tre Caff’e. Семейный бизнес. Пожилой папа и сын. Причем, ломая стереотип, папа носит чашки, а сын делает кофе. И делает, надо сказать, отлично. Хороший кофе итальянцам дается легко, как живопись, дизайн и музыка, но этот казался мне не только вкусным, но и просто густым. Очень мне хотелось узнать секрет. То ли зазор в кофемолке у него в 10 ангстрем, то ли он рассверлил отверстия в корзине холдера, то ли наоборот уменьшил, но кофе получался отличным. Я периодически пугал Таню обещанием наняться в ученики, с целью промышленного шпионажа, но все было некогда. Надо было идти гулять вокруг озера.

        Набережная         


        По набережной можно идти направо и налево.
        Налево минут 20, мимо фонтана 

        ... мимо нового обелиска пострадавшим от Ковида ...
 

        ... и до ворот на частную территорию.
 

        Направо можно идти до Тремеццо, Менаджо и дальше, наверное, сутки. Утомительно, но с потрясающими видами вокруг. Мы доходили только до соседнего Черноббьо. Незабываемое путешествие.
        Популярное развлечение - полет на маленьких самолетах над озером. В небе постоянно что-то стрекочет. Базой является местный Aero Club — Como, первая достопримечательность на этой дороге. 

        Далее набережная идет мимо вилл. Хозяева пытаются отгородиться он народа цветущими растениями. 


 
        Вилла Ольмо
        Ближняя к городу вилла с открытым посещением — вилла Ольмо. По архитектуре родной московский особняк и могла бы стоять на Большой Никитской. Но стоит в большом парке и на берегу озера. Но мы еще поконкурируем. Я уверен, что когда все московские дворы будут замощены гранитом, мэрия, выроет небольшое теплое море, отменит зиму и высадит пальмы вдоль набережной. А пока — завидуем. 

        На вилле работала выставка какого-то современного искусства. Для подтверждения статуса «человек культурный» посетили. Моя любовь к живописи дальше хрестоматийных названий не идет, а при разглядывании современного искусства не могу отделаться от ощущения, что немногочисленные посетители перемигиваются за моей спиной видя мое тоскливое желание выйти на свежий воздух. После морока современного искусства как легко дышится в реальном мире. А мир вокруг прекрасен, (см. фото выше и ниже).
        В противовес живописи и инсталляциям сама вилла очень красива, но неудобна для фотографирования. В прошлое наше посещение виллу ремонтировали уже несколько лет. Теперь все было открыто и красиво. 

 
        Дальше тоже не менее красиво. Отель Villa Flori.
 

        Черноббьо
        Черноббьо — небольшой городок, состоящий в основном из вилл. Впрочем, никогда в него не углублялся, а двигался вдоль дороги. Билборды там не приняты, но везде висели плакатики «Выставка «Мебельные ткани и шторы. Черноббьо. 2022». Мы пытались зайти на Виллу Эрба. Везде были указатели на какие-то их выставочные события. Везде сидели что-то регистрирующие работники. Везде стояли группками покупатели и продавцы. Мы почувствовали себя лишними на этом празднике и пошли дальше. Но и весь город был захвачен текстильщиками. Даже некоторые магазинчики вдоль дороги были выселены, внутри висели образцы тканей и у входа стояли продавцы. 

        Есть в городке небольшая площадь с ресторанами, но и там все было захвачено. Я не думал, что это такой большой, тотальный бизнес.

        Вилла Бернаскони
        На обратном пути зашли на виллу Бернаскони. 

        На такой вилле приятно жить и в Урюпинске, а на Комо…
        Вилла тоже была захвачена. Таня застеснялась нарушать деловую атмосферу, а я пошел пофотографировать внутрь. В красивом холле меня встретил улыбчивый человек сразу предложивший воду или вино. Я задумался. С одной стороны, я приобрел за свою жизнь столько мебели и штор, что бокал вина точно заслужил. С другой стороны, бабушка учила меня вести себя скромно при знакомстве, и я отказался. Человек тут же спросил, не хочу ли я снять переговорную. Я пожадничал и вновь отказался. Сфотографировать хоть что-нибудь, чтобы в кадр не попали вездесущие текстильщики мне не удалось. Только на потолке их не было. 

        Выйдя, я похвастался Тане, что и в шортах выгляжу как текстильный магнат.

        Вилла д’Эсте
        Вилла д’Эсте, последняя точка куда мы доходили пешком. 

        Уже писал о ней. Что можно добавить? Место райское.
 





        В прошлый раз я пришел не подготовленным и ушел просто растекшимся от красоты вокруг. Теперь я пытался анализировать очарование. Ну красивые здания. Ну газоны, деревья клумбы. Ну озеро. В отдельности все просто красиво. Вместе — просто какая-то нокаутирующая красота.
        У виллы очень красивый сайт Villa d’Este. На нем прочитал: «Точное местонахождение рая на земле никогда не было установлено, но оно вполне может быть прямо здесь». Херб Кан. Несмотря на кривизну перевода, просто поразительно как мы совпадаем в восприятии места.
        Не менее красот природы и архитектуры меня уже второй раз поражает способность персонала виллы д’Эсте смотреть сквозь меня, не видя во мне клиента. В прошлый раз меня удивили работники отеля. В этот официанты. Чтобы не идти по солнцу, я шел через галерею перед зданием гостиницы, вдоль ресторана, мимо не менее дюжины официантов. Одеты они были как адмиралы в день военно-морского флота. Уж не знаю, насколько они строги с посетителями, но на меня не обращали внимания вообще. Просто не видели. Я чувствовал себя скорее легким ветерком, покачивающим листья лимонных деревьев, высаженных в кадках. Самооценка, вспухшая на предыдущей вилле, сдулась мгновенно. Чуть спас положение охранник на воротах, когда мы уже уходили. Он открыл калитку и на всякий случай (вдруг я жилец) улыбнулся. Я не стал изображать графа, тоже улыбнулся и подмигнул. Пролетарии всех стран соединяйтесь!
Утомившись путешествием, назад в Комо, мы уезжали на кораблике. Когда на Москве реке я вижу кораблик дизайна 60-х годов я обычно думаю: «И как это ржавое железо еще плавает?». Когда же вижу его одногодку за границей думаю: «Винтаж. Как мило». Низкопоклонство перед западным.
        Пристань находиться у городской площади. 



        Место тоже волшебное с волшебными видами вокруг.
 

        Я купил билеты. Подошел кораблик. Дедушка кассир стал на трапе, соединяющем борт кораблика и причал. Народ послушно надел маски и стал проходить. Когда мы подошли дедушка сказал что-то по-итальянски и знаками попросил нас стать сбоку. Я удивился и спросил, — «Что не так?». Дедушка сказал что-то успокаивающее. Недавно, при покупке билета, мы каждый на своем языке обсудили, какие мне билеты нужны, когда кораблик придет и куда отвезет. Я с недоумением разглядывал счастливчиков, проходящих на судно, пытаясь понять, чем они лучше меня. Наконец дедушка замахал рукой еще одной паре, семафоря ей отойти к нам. Им он тоже сказал что-то и рукой показал, что все будет нормально. Я понял, что у нас маски обычные, а легитимны плотные, белые. Я, надо сказать, в Милане приобрел небольшую упаковку масок с надписью «Made in Italy» и очень гордился, что хожу не в каком-то китайском ширпотребе, а в настоящих, из столицы моды… Я про себя надеялся, что дедушка загрузит всех и скажет нам типа: идите на корму и дышите в сторону. Каково же было мое удивление, когда он пропустив всех, стал на причал, матросы мгновенно затянули трап и кораблик ушел. Мы с укором смотрели на дедушку. Он показал рукой вперед и направо и произнес небольшую речь, в которой я узнал слово «farmacia». Я понял и пошел.
        Маски там были правильные, но не брендированные и без отсылки к столице моды. 


        Таблетки
        Понадобились таблетки. Посчитал — надо три упаковки. Зашел в аптеку. Показал на телефоне действующее вещество. Провизор поклацала клавиатурой и сказала какое-то название.
        — Подходит, — говорю, — мне три упаковки.
        — Давай рецепт.
        — У меня рецепта нет.
        — Без рецепта нельзя.
        Я уже много лет покупаю лекарства в Москве в интернет — аптеке. Почти на каждом лекарстве написано крупно и красным, «отпускается по рецепту». Ни разу, за эти годы, у меня рецепта не спрашивали. Уже привык, что это типа «мойте руки перед едой», «не курите», а тут такая жесть. Я попрощался и повернулся уходить.
         — У тебя этих таблеток совсем нет? — спросила провизор участливо.
         — Нет, — честно ответил я.
         — Тогда могу продать одну упаковку, — сказала провизор.
        Европа. Гуманистические традиции. Человеколюбие. Эразм Роттердамский, Томас Мор.
        Я поблагодарил и купил эту упаковку.
        В соседней аптеке купил еще две. Безо всяких вопросов.

        Напоследок несколько фото из Комо
 

        Кафедральный собор. Очень популярное место. Полон людей. Веревками выгорожено место для молящихся. Молящихся было двое. Из них один на исповеди.
 
        В Комо собрались строить автомобильную парковку и обнаружили, что место уже занято. Во второй половине первого века здесь уже были римские бани. Власти поступили остроумно. На уровне земли можно видеть то, что было римскими банями, над ними построили многоуровневый паркинг. Сегодняшнее грубое, ржавое железо фасада и камни, которым почти 2 000 лет. 

        Популярное кафе-мороженое на набережной у озера. Называется «Три святых». Все святые на вывеске и изображены. Почему молчат оскорбленные верующие? Кстати, в этом кафе единственный раз за это прибывание в Италии, видел человека, платящего телефоном. Это были туристы из юго-восточной Азии. При этом Google, Apple и прочие Pay в Италии работают. 

        Из Комо поехали мы на Кипр, в Пафос. Ryanair летает туда и из Бергамо, но я купил билеты (уж сейчас не припомню почему), из Рима.

        Транспорт
        А теперь немного занимательной арифметики. Билет из Комо до Милана стоит €13. Ехать там 40 минут с несколькими остановками. На мой взгляд баланс нормальный. Билет на скоростной поезд Милан — Рим, стоит уже €66. Идет немногим больше 3 часов. На мой взгляд дорого. Билет Ryanair Рим — Пафос с чемоданами большим, маленьким (в кабину) и сумкой стоит €81 и €66 просто маленький чемодан с сумкой. Лететь почти 3 часа. Вообще даром. Что-то у них в транспорте не пропорционально.

        РИМ


        Наконец-то в наших Мадридах пошел дождь и появилось время продолжить.
        Если кому-то еще интересно, в эти времена, про путешествия.
        В Риме пробыли четыре дня. Идя от ж/д вокзала до гостиницы, я удивлялся вслух. Почему аккуратный, отремонтированный и отреставрированный Милан не самый любимый мой город, а в Риме идешь по расколдобленному асфальту, мимо домов с отвалившимися штукатуркой и лепниной, ветер гонит мусор мимо тебя, а ты рад и счастлив, что вернулся хоть на несколько дней. Нет логики. Любовь.
        Что может рассказать человек проживший в Риме 4 дня? Поделюсь сокровенным. Заповедным, заветным.
        Обычно, приехав, например, в Питер, я думаю, куда бы пойти вначале. Дорогие сердцу места, как в калейдоскопе образуют узоры. В Риме таких проблем у меня нет. Есть у меня любимый маршрут. Открыл его, когда жил давно у Пьяцца Барберини и по традиции оттуда и хожу. Перечитал написанное. «Жил у Пьяцца Барберини» звучит роскошно. Предполагает синьора, сидящего в белом костюме на террасе, как у Соррентино в «Великой красоте». К сожалению, жил всего неделю, в небольшой комнате отеля, хотя и на Витторио Венето.
        В этот раз квартировали мы в квартале от Complesso delle Quattro Fontane поэтому и идти было удобно.
        Итак.
        Первая точка: пересечение Via del Quirinale и Via delle Quattro Fontane. Четыре фонтана по четырем углам маленького перекрестка. Дома высоки, а улица узка. Хороших фото у непрофессионала не получается, но вы погуглите, там очень красиво. Там же Chiesa di San Carlino alle Quattro Fontane. Удивительной красоты маленькая церковь. Неприметная с улицы. Белое небольшое пространство. Особенно хороша, когда светит солнце и внутреннее убранство будто светится изнутри. Но дальше, дальше… вниз по Via delle Quattro Fontane…

… мимо дворца Барберини где Национальная галерея древнего искусства (так ни разу и не был, сейчас некогда, но в следующий раз обязательно) и вот наконец Piazza Barberini.

    На мой вкус избыточно каменно. Я бы деревья посадил. Но не буду советовать. Может они знаменитый фонтан загородят. Наше дело туристическое. Смотри, говори «ну как красиво» и дальше, дальше на улицу Sistina (мимо ресторана, где нас когда-то славно накормили белорусские официантки под рассказы о непростой жизни в Италии) к дому Гоголя.

        Тут можно и постоять. Побегать глазами по окнам, не выглянет ли он на улицу, вдруг отвлекшись от «Мертвых душ» или «Шинели». Посетовать, что среди избыточно потертых римских домов, этот в группе лидеров. Попредставлять, как из подъезда вдруг выходит Гоголь, веселый, элегантный, и идет в Caffe Greco (о нем позже) кофе пить.
        Но дальше, дальше… По улице Sistina выходим на Piazza della Trinità dei Monti (больше похожую на неширокую улицу) к обзорной площадке и вершине Испанской лестницы. Назвать эту улицу площадью мог только поэт, но ведь и Piazza della Trinità dei Monti это просто строка из стихотворения.
        Тут тоже замечательно стоится. Долго можно разглядывать окрестности, угадывать чей купол виден, заглядывать в окна выходящие на площадь, завидовать хозяевам этих квартир, разглядывать фотографирующихся, которые пленку здесь не экономят.

        В этот раз пейзаж счастья был уравновешен женщиной полицейской, зорко смотрящей по сторонам и посвистывающей в милицейский свисток периодически. Она еще и пальцем указывала на нарушителя, мол: «Вижу-вижу. Вы там не очень-то». Что нарушают нарушители я понять не мог. Такие нынче времена. Действительность должна напоминать поэзии о себе.

        В Риме немало мест, где количество коллег определяется как «не пройти». Это одно из них. Люди массово фотографируются на всем протяжении лестницы, на площади Испании, у фонтана Barcaccia и плавно утекают по Via dei Condotti к следующим популярным местам. Но мы с ними не пойдем. Нам еще предстоит пройти в жизнерадостной толпе назад, а пока мы незаметно дальше, дальше… по Viale della Trinità dei Monti.
        Через пару минут обнаруживается, что толпа испарилась и идете вы почти одни. Редко проезжают машины. Птички поют. Слева, за кустами и деревьями внизу Рим.


        Справа большой парк Боргезе. Когда я первый раз попал сюда, увидел на дереве большую красную хурму. Выглядела она скорее елочной игрушкой. И потом, оказаваясь здесь, разглядывая крыши и купола я все ищу эту хурму, но всегда безуспешно. Здесь легко верится, что ее принесли перед моим приходом, повесили, и унесли потом. За века хождения людей по этой дороге, чего только тут не появлялось и не исчезало.
        В таком переулке века ничего не изменили. Здесь и сегодня легко представить спускающегося Гоголя в крылатке и цилиндре.

        Наконец выходим на обзорную площадку над Piazza del Popolo.
        Прекрасный вид на площадь, на город.



        Отдельно нужно почитать о истории и архитектуре площади, но мы дальше, дальше… Веером расходятся три улицы в сторону площади Венеции. Надо пройти по всем трем, но мы сегодня выберем среднюю, Via del Corso.
        
        В плотной толпе туристов двигаемся до Via dei Condotti на которую и сворачиваем. 
        Пройти мимо трудно. Там увесистый указатель.


        Via dei Condotti — модная улица. Масса бутиков люксовых брендов. Любителям одежды по цене автомобиля здесь есть где задержаться, но это все потом, потом …

        Место туристическое. Пройти тут тоже не просто, а нам почти в конец улицы, почти до самой площади Испании, в Antico Caffè Greco.

        Отдельно предлагаю почитать историю кафе. Оно и старейшее, и «…по стенам там развешено более трехсот произведений искусства, что делает кафе одной из самых крупных в мире частных художественных галерей, открытых для свободного посещения». Кроме того, оно наполнено тенями посетивших его знаменитостей. Кого тут только не было. Даже в англоязычной википедии, где водится обычно не так много известных мне персонажей, в статье о Caffè Greco я знаю почти всех. И любимым гостем является конечно же Николай Васильевич Гоголь.
        Чудесное место. Есть у меня внутри датчик, и я чувствую правильность мест. Здесь просто 10,0. Поэтому предлагаю остановиться, а у кого кредитка потолще и присесть. Кофе и пирожки тут обычной цены, но попытка присесть увеличивает чек примерно в три раза. Наверное, такая арифметика была здесь не всегда. Во всяком случае Гоголь, человек не богатый, по слухам проводил тут немало времени.
        Оглядимся. Картины, статуи, документы …

        … зеркала, давно уже ослепшие. Кто только не отражался в них? Теперь и я пытаюсь увидеть себя.

        Но вернемся к Гоголю. Вот и он здесь же с товарищами. Они что-то увлеченно обсуждали, когда его окликнули.

        Обратите внимание на двух женщин справа. Одна из них нескромно смотрит на компанию. Будет потом дома рассказывать, что Гоголя видела. Вторая смотрит на нас. В отличие от чуть улыбающейся соседки смотрит изподлобья. Наш мир ей нравится меньше.
        Я ходил по залу в поисках одного артефакта и никак не мог его найти. Имею ввиду компиляцию из писем Гоголя, переписанных кем-то старинным подчерком и вставленную в рамку. Я помнил, что эту рамку видел, но ни на одной стене ее не было.

        Неужели, думаю, кенселинг русской культуры добрался и сюда. Спросил у официанта, и он показал. Висит. Просто в этом проходе поставили загородку и рамка сразу за ней.
        Дальше пьем кофе. Здесь можно обсудить тему «почему в Италии в любой подворотне кофе замечательный, а…». Дальше варианты по вкусу.
        Я обычно пью эспрессо в два глотка. Молча и сосредоточено, чтобы кофе не остыл. Как водку. Тане заказываю немного горячего молока отдельно, и она капает его в эспрессо доводя концентрацию до только ей известных цифр. В чем только молоко обычно не подают. И в керамических и металлических молочниках и просто в чашке. В Caffè Greco молоко подают в торжественном стакане.
        В будничной жизни я против излишеств и расточительности. Воспитан в уважении к продуктам питания. «Ты вот не ешь, а в Африке дети голодают», — говорила мне бабушка. «Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб драгоценность его береги» было написано в нашей студенческой столовой. Шесть лет смотрел я на этот плакат, жуя хлеб с добавлением пластилина. Так что, что-то запало.
        Но тут избыточность к месту. Место такое (простите за каламбур).

        Из кафе проходим на площадь Испании. Тут без комментариев.

        Жили мы в Риме в Hotel Oceania на Via Firenze 38. Гостиница занимает этаж в здании, в котором чего только нет, начиная от корейской католической церкви на первом этаже. В общем, если бы Хлестаков писал письмо мне, то вышло бы примерно так: «Его благородию, милостивому государю, Фридману Виталию, в Риме, в Via Firenze, в доме под нумером тридцать восьмым, поворотя на двор, в четвертом этаже направо, как раз над корейской католической церковью».
        Гостиницу выбрал по отзывам в Букингкоме и теперь понимаю, почему все жильцы были довольны. Отель скромный, недорогой, но все сделано с любовью. Когда я сказал об этом хозяину, было видно, как ему это приятно. Он стал рассказывать, что при ремонте сам выбирал всю обстановку, что от отца ему досталось одно крыло, а он выкупил другое. Стал показывать сундук и зеркала не помню уж каких прошлых лет. В общем место симпатичное. Удобное для остановок ненадолго.
        Первый раз улетал я из аэропорта Чампино. Такси, вызванное хозяином гостиницы, стоило всего 30 евро. Летели мы дальше на Кипр, и я гуглил, где там в Чампино Tax Free. Внятных объяснений не было, а сообщения, что его там нет, были.
        Аэропорт, не смотря на международность, оказался очень небольшим. Если планируете поесть, то сделать это нужно в небольшом кафетерии перед паспортным контролем.
        Я сразу пошел к девушке в информации и спросил о Tax Free. Она объяснила, что т. к. я сдаю купленные вещи в багаж, нужно получить печать таможни и показала на дверь в дальнем конце зала. Я быстро вернулся с известьем, что дверь закрыта. Девушка позвонила, потом еще раз и потом еще. Каждый раз она сообщала мне, что таможня трубку не берет. Наконец она «вспомнила», что таможня работает с 9–00 и посоветовала мне подойти к этому времени. «Ага с 9–00», -думал я, — «таможня в международном аэропорту. Пьет наверное с утра ваш таможенник, как его коллега из нашего культового кино». Но что делать? Пошел и я пить последний итальянский кофе.
        Когда вернулся, таможенник уже работал. Был он в своей форме по-итальянски элегантен и молодцеват. Спросил меня куда я лечу и узнав, что на Кипр улыбнулся и посоветовал получить таксы там. «Так ведь Кипр не Евросоюз», — удивился я. Он радостно засмеялся и сказал: «И я еще вчера так думал…» — показывая мне статью из википедии на своем телефоне.
        Так я еще и свои знания географии расширил.

        Продолжение здесь.


Советую поделиться

Комментарии